Региональный образовательный ресурс

Региональный центр толерантности и социальной безопасности

Новости
Содержание

Введение

Нормативное...
Социолого-...
Создание...

Консалтинг...

Организационно
...

Пилотирование
...


Масс-медиа...

Модель...
Направления...
Программа...
Программа...
Оргметод...
Повышение...
Актуальность...
Перспективы...
Форум
Гостевая книга

Создание открытого информационного пространства реализации программы

Проблематизация

Цели и задачи

Описание деятельности (результаты)

Перспективы и развитие до 2006г.

Проблематизация

Резкое внедрение новых информационных технологий и особенно ИНТЕРНЕТ во все области, в том числе и личные, способствовало резкому изменению форм и методов информационного воздействия на молодое поколение. Если средний период внедрения новых технологий составляет 80-100 лет (электроэнергия, телефон, автомобиль), когда более 60% населения естественным путем воспринимает научные достижения, то для персональных компьютеров и ИНТЕРНЕТ этот срок сократился до 15-20 лет. Это означает, что в жизни одного поколения произошли очень резкие изменения, которые не могут не иметь социальных последствий для общества.

Вполне естественно, что в новом тысячелетии информационные технологии становятся все более определяющими в нашей жизни. Можно с уверенностью утверждать, что сейчас уровень развития информационных технологий и их распространение и доступность определяет степень развития общества в целом. Нельзя также и отрицать того очевидного факта, что информационные технологии влияют и на наш образ жизни, изменяя наши сложившиеся представления об окружающем мире. Уже сегодня степень владения информационными технологиями определяет профессиональный уровень современного специалиста в любой области знаний.

Необходимо отметить, что одна из причин массового распространения ИНТЕРНЕТ заключена и в особенностях распространения ИНТЕРНЕТ, основанных на принципах самоорганизации, отсутствии контроля и ответственности за опубликованную информацию в глобальной сети. Этот принцип дал возможность размещать практически любую информацию в сети, в том числе, вызывающую у молодых людей агрессивное, необъективное восприятие информации и даже наносящее ущерб здоровью личности. Появилось понятие информационная война, одной из целей которой является массовое информационное воздействие на общество и формирование определенного общественного мнения.

Сегодня массовое внедрение в наше общество ИНТЕРНЕТ стало настолько естественным, что не вызывает сомнения в необходимости и развитии этой глобальной сети даже у его недавних противников. Это связано, прежде всего, с интеллектуализацией ИНТЕРНЕТ, появлением огромного количества тематических порталов с чрезвычайно важной, полезной и достоверной информацией, в том числе и в Республике Карелия, развитием систем е-коммерции и появлением огромного количества поддерживаемых в актуальном состоянии сайтов со справочной информацией. Изменился и социальный состав пользователей ИНТЕРНЕТ, если раньше около 70% их составляла молодежь до 25 лет, то сейчас ИНТЕРНЕТ несколько постарел и молодежь в этом возрасте составляет до 52%.

Однако есть и негативные явления. Неоднородность социального состава ИНТЕРНЕТ и несоответствие его нашему обществу порождает массу проблем. Если в обществе существует некоторый балансе политических, духовных, нравственных, этических, религиозных, этнических и других сил, то в ИНТЕРНЕТ этого не существует. Это порождает определенную ИНТЕРНЕТ- культуру общения, которая далеко не соответствует лучшим духовным и национальным традициям нашего общества. Как следствие этого, проявляются различного рода агрессии и враждебности, которые имеют определенные особенности в ИНТЕРНЕТ.

Агрессия в ИНТЕРНЕТ проявляется в различных формах. Прежде всего это в форме межличностного общения в интерактивных ИНТЕРНЕТ- технологиях типа ICQ, CHAT-room и т.д. К сожалению, форма общения в этих технологиях с низким уровнем культуры здесь стала нормой. Отсюда возникает проблема обучения культуре общения в информационных сетях. Другая форма межличностного общения - это "спам", бороться с которым становится с каждым днем все сложнее (например, процент содержания "спама" во входящей почте Карельского фонда развития образования и Минобразования Карелии достигает 70%).

Неконтролируемость развития ИНТЕРНЕТ привела к появлению агрессивных информационных пространств, насыщенных информацией, призывающей к насилию, навязывающих культ силы, убийств и терроризма. Отдельная проблема - сайты и порталы порнографического содержания (например, в информационном пространстве Республики Карелия, сравнительно небольшом в масштабе России, периодически появляются подобные сайты). Безусловно, что эти пространства должны быть обнаружены, распознаны, классифицированы и изолированы от подрастающего поколения. В настоящее время не существует программного обеспечения, позволяющего решать подобные задачи на уровне пользователя. Имеющиеся решения в поставляемых броузерах относятся к защите компьютера от вирусных атак, но не защищают пользователя от агрессивных информационных пространств.

Агрессия в ИНТЕРНЕТ может проявляться и со стороны личности на информационные сети организаций (учреждений). Цели этих агрессий могут быть различны, но основные причины подобных проявлений заложены в социально-психологических особенностях личности - агрессора, в незнании им этики поведения в сетях ИНТЕРНЕТ, в невозможности его самореализации, как личности. Как правило, это очень амбициозные люди, которые не признают обычных социальных норм общества и уже этим представляют собой определенную опасность.

Наконец, последняя форма проявления агрессий связана с воздействием вредоносных программ на информационные системы. С этим проявлением мы сталкиваемся практически каждый день и, к сожалению, до сих пор е существует надежных методов защиты от компьютерных вирусов, троянских коней, и других подобных программ.

В связи с этим можно выделить следующие проблемы, связанные с проявлением агрессивности в сети ИНТЕРНЕТ:

  1. Проблема мониторинга информационных пространств Республики Карелия, измерение уровня его агрессивности и блокирования информационных пространств с маргинальными проявлениями агрессивности и враждебности;
  2. Проблема информационной безопасности корпоративных сетей учебных заведений к воздействию на них внутренних и внешних угроз (в связи с реализацией программ "Развитие единой информационной образовательной среды на территории Республики Карелия" и "Информатизация образования Республики Карелия" эта проблема становится особенно острой);
  3. Проблемы измерения толерантности и конструирования толерантных отношений в сети;
  4. Проблема воспитания молодого поколения, позволяющая исключить или ослабить проявления агрессивного воздействия в информационных пространствах ИНТЕРНЕТ.

Цели и задачи

Для решения поставленных проблем на первом этапе реализации проекта были определены следующие задачи:

  1. Систематизация информации о развитии на территории республики установок толерантного мышления
  2. Обеспечение широкого доступа населения Республики Карелия к информации о деятельности "групп повышенного общественного внимания", о законодательных актах и управленческих решениях, принятых Законодательным Собранием и Правительством Республики Карелия и затрагивающих развитие толерантности на территории республики
  3. Мониторинг процессов развития толерантности

Описание деятельности (результаты)

Разработана база данных открытого доступа "Толерантность в Республике Карелия" (ТЗ - приложение), которая состоит из следующих модулей:

  1. реестр осуществленных в последние годы и осуществляемых в данный момент на территории республики программ и проектов, направленных на формирование в обществе установок толерантного сознания и обеспечение социальной безопасности;
  2. реестр общественных и государственных организаций, реализующих проекты и программы по формированию толерантных отношений;
  3. реестр законодательных и управленческих решений, принятых в Республике Карелия за последние 4 года и повлиявших на формирование толерантных отношений в обществе;
  4. реестр национальных и религиозных организаций (групп), существующих на территории республики.

При формировании базы данных осуществлялся следующий алгоритм действий:

  1. Разработка содержания и структуры базы данных.
  2. Разработка программного обеспечения (оболочек)
  3. Проведение исследований, сбор статистической информации и наполнение базы данных.
  4. Отладка и сопровождение базы данных (обновление информации по мере ее поступления).
  5. Помещение базы данных на сайт "Толерантность" республиканского Центра толерантности и социальной безопасности.
  6. Тестирование БД в режиме on-line и окончательная отладка.

Перспективы и развитие до 2006г.

На втором и последующих этапах реализации проекта возможно решение следующих задач:

  1. Разработка технического задания на специальное программное обеспечение, обеспечивающее исследование информационных пространств и выявление агрессивности. (ТЗ).
  2. Методика аудита корпоративных сетей образовательных учреждений в Республике Карелия (методические рекомендации)
  3. Создание под патронажем Карельского фонда развития образования негосударственной общественной организации, осуществляющей мониторинг информационных пространств в республике на предмет выявления нетолерантных тенденций и проявлений.

Наверх

Приложения:

№1

  CopyRight©Кофейник  
Сайт создан в системе uCoz