Региональный образовательный ресурс

Региональный центр толерантности и социальной безопасности

Новости
Содержание

Введение

Нормативное...
Социолого-...
Создание...

Консалтинг...

Организационно
...

Пилотирование
...


Масс-медиа...

Модель...
Направления...
Программа...
Программа...
Оргметод...
Повышение...
Актуальность...
Перспективы...
Форум
Гостевая книга

Программа социолого-аналитических исследований

  1. Социологический опрос
  2. Экспертные интервью
  3. Мониторинг СМИ
  4. Экспертно-аналитическая деятельность:
  5. Выводы

Для детального анализа ситуации с развитием установок толерантного сознания в Республике Карелия была проведена серия исследований: социологический опрос государственных и муниципальных служащих и жителей Петрозаводска; экспертный опрос руководителей общественных организаций, муниципальных предприятий и учреждений; мониторинг СМИ; экспертный анализ этнических и национальных движений и организаций, конфессиональных объединений, миграционных потоков. Результаты каждого исследования представлены ниже.

Социологический опрос "Компетентность государственных и муниципальных служащих и жителей города Петрозаводска в вопросах толерантных отношений" решал следующие задачи:

а) выявить уровни информированности служащих республиканских министерств и ведомств, а также местного самоуправления о различных аспектах деятельности на территории республики национальных и религиозных организаций, движений, групп;

б) выявить уровни информированности служащих республиканских министерств и ведомств и местного самоуправления о навыках толерантного поведения в процессах управленческой коммуникации;

в) выявить у служащих республиканских министерств и ведомств и местного самоуправления, а также у населения структуру толерантных отношений к различным "группам повышенного общественного внимания";

г) оценить общий уровень толерантных отношений у представителей власти. Было опрошено 500 человек, из которых одна половина (250 человек) - это представители государственной и муниципальной службы (случайная выборка), а другая (также 250 человек) - жители г. Петрозаводска (квотная выборка по половозрастным параметрам). По результатам опроса подготовлен отчет (15 стр.), который вместе с линейными таблицами результатов находится в Приложении №1.

По результатам опроса сделаны следующие выводы:

а) только 9,6% горожан и 2% чиновников оценивают взаимоотношения жителей республики как конфликтные, что может свидетельствовать о достаточно высоком уровне спокойствия в крельском обществе;

б) наиболее негативно и чиновники (27,6%), и жители Петрозаводска (30%) относятся к политическим отношениям в республике. Еще одна серьезная потенциально конфликтная сфера - это отношение между "бедными" и "богатыми": так, более 75% опрошенных считают несправедливыми те доходы, которые получают "богатые" представители карельского общества. К сложившимся межнациональным отношениям негативно относятся 9,6% чиновников и 19,6% горожан, при этом более половины опрошенных считают серьезной проблемой взаимоотношения между населением республики и представителями кавказских национальностей. По результатам опроса, существенно более спокойны межконфессиональные отношения.

в) по сравнению с жителями Петрозаводска, чиновники более информированы в различных аспектах толерантных отношений; однако существует тенденция существенно более спокойного отношения чиновников к потециальной конфликтности тех или иных отношений, что в определенных ситуациях может стать причиной "общественной слепоты" власти и преобладания методов "тушения пожара" над профилактикой.

Наверх

Экспертные интервью решали следующие задачи:

а) выявить осуществленные в последние годы и осуществляемые в данный момент на территории республики программы и проекты, направленные на формирование в обществе установок толерантного сознания и обеспечение социальной безопасности;

б) оценить общий уровень толерантных отношений, сформированных в обществе на территории республики.

Всего было проведено 20 интервью, на их основании были сделаны следующие выводы. За последние четыре года на территории Республики Карелии осуществлялось значительное число (около 30) программ и проектов, так или иначе сопряженных с темой формирования толерантного сознания и профилактики экстремизма.

Условно эти программы и проекты можно разделить на несколько групп в соответствии с основной деятельностью, реализуемой в их рамках:
1) правозащитные программы и проекты;
2) программы и проекты просветительского толка;
3) досуговые программы и проекты.

Первая и вторая группы программ и проектов наиболее многочисленны. Самыми значительными целевыми аудиториями здесь являются дети и подростки, работники социальной сферы и образования, родители, а также такие социальные категории, как женщины и инвалиды. Как правило, такие программы заявляются в качестве республиканских. Однако, по большей части они ограничиваются пределами города Петрозаводск и прилегающих окрестностей.

Наиболее активно действуют в плане реализации всевозможных программ такие общественные организации:

1) Карельский Союз Защиты Детей (юридическая деятельность просветительского и консультативного плана, направленная на детей, родителей, опекунов и работников сфер образования и социальной работы). Под эгидой этой организации осуществляются следующие программы и проекты: "Детский адвокат", "Защита детей от жестокого обращения", "Общественное участие в судьбе изолированного ребенка", "Социальный детский клуб", "Ребенок и право", "Защита от жестокости".

2) Карельский Центр Гендерных Исследований, осуществляет следующие программы: 1996 год - "Изнасилованные женщины города Петрозаводск"; 1996 - 1997 годы - "Кризисный центр для женщин", "Информационно-образовательный центр для женщин Республики Карелия"; 1998 -1999 годы - "Ресурсный центр поддержки НКО"; в периоды выборов в различные органы власти - "Продвижение женщин во время выборных кампаний".

3) Юниорский клуб "Дорога" (программы, ориентированные на детей и подростков, а также на их родителей и работников образовательных учреждений) проводит следующие программы: "Карельская тропа", "Пятиклассник".

Среди действий республиканской власти необходимо отметить деятельность комиссий при Председателе Правительства (с 2002 года - Главе Республики) - Комиссии по правам человека и Комиссии по помилованию.

Определенную активность проявляет также и администрация города Петрозаводск, которая вместе с депутатами городского совета утвердила такие городские программы, как "Женщины" и "Гражданское образование и патриотическое воспитание населения г. Петрозаводск". Эти комплексные программы включают в себя значительное число подпрограмм, реализуемых конкретными учреждениями и общественными организациями.

Наверх

Мониторинг СМИ решал следующие задачи:

а) выявить законодательные и управленческие решения республиканской власти за последние 4 года, вызвавшие наибольший общественный резонанс;

б) выявить общественные объединения (группы), наиболее часто оказывающиеся вовлеченными в социальные дискуссии и общественные конфликты на территории республики.

В ходе работы были проанализированы все выпуски двух еженедельных газет: "Губерния" и "Наблюдатель", - за последние четыре года (с сентября 1998-го по сентябрь 2002-го; всего 409 выпусков). Это наиболее острые и независимые от властей республиканские издания. В этих газетах производился поиск статей, в которых речь шла о каких-либо событиях, которые могли способствовать проявлениям толерантности, или, наоборот нетолерантности в отношениях между различными общественными группами. По каждому материалу, удовлетворяющему теме нашего исследования, составлялся протокол (более подробный отчет см. Приложение №2, протоколы см. в Приложении №2а).

Достаточно быстро выявилось, что огромный объем материалов имеет политическую окраску, то есть в них по поводу и без повода идет апелляция к позициям тех или иных политических движений или отдельных политиков, часто носящая заказной характер. Это говорит о высокой степени политизированности карельского общества, что необходимо учитывать при подготовке проектов по развитию установок толерантного сознания. Количество политизированных материалов явно превышало разумные пределы, поэтому было принято решение отказаться от их анализа. В результате, было отобрано около 120 статей, по которым был составлен рейтинг наиболее острых проблем в области толерантных отношений, обсуждаемых в карельских СМИ.

Рейтинг наиболее часто затрагиваемых тем:

  1. Политические материалы - преобладают
  2. Положение "титульных" народов, в том числе проблемы языка - 22 материала.
  3. Проблемы межнациональных отношений - 14 материалов
  4. Больные туберкулёзом - 11 материалов
  5. Проблемы межрелигиозных отношений - 11
  6. Отношение к людям с ограниченными возможностями - 9
  7. Отношение к заключённым - 9
  8. Половое неравноправие - 9
  9. Насилие в семье - 7
  10. Проблемы социально-незащищённых слоёв населения - 5
  11. Легализация проституции - 5
  12. Дети-сироты, попрошайки, бездомные дети - 4
  13. Самоопределение молодёжи - 4
  14. Конфликты, связанные с экологией и природными ресурсами-2
  15. Ветераны различных войн - 2.

Наверх

Экспертно-аналитическая деятельность велась по следующим направлениям:

а) по деятельности национальных и этнических объединений (групп);

б) по деятельности конфессиональных, религиозных объединений;

в) по миграционным потокам на территории республики;

г) по законодательным актам и управленческим решениям, касающимся вопросов толерантности, принятым ЗС РК и Правительством РК за последние 4 года.

По каждому из данных направлений были разработаны технические задания и формы отчетности для экспертов. Были получены следующие выводы.

Наверх

1) Деятельность национальных и этнических объединений (подробный анализ деятельности указанных групп см. Приложение №3, протоколы по национальным и этническим объединениям см. Приложение №4). В целом Республика Карелия остается регионом со спокойной обстановкой в сфере межнациональных отношений. Однако из этого не следует, что в республике нет неразрешенных национальных проблем. Носят эти проблемы латентный характер и нет оснований считать, что они могут вызвать жесткое межнациональное противостояние, тем более вылиться в открытую конфронтацию. Факторами, вызывающими определенное межэтническое напряжение, неудовлетворенность общественных организаций сложившейся ситуацией, являются следующие:

а) Несмотря на наличие законов "О культуре", "Об образовании", Конституции (Основного Закона) Республики Карелия, ряд статей которых посвящены правовой защите интересов карел, вепсов финнов, активисты этнической элиты прибалтийско-финских народов Республики Карелия выражают неудовлетворенность отсутствием законов, непосредственно защищающих культурно-языковые прибалтийско-финских народов республики. Наиболее болезненно воспринимается проблема правовой защиты карельского языка, прежде всего вопрос о придании ему статуса второго государственного языка республики. Такие решения принимались четырьмя съездами карел, состоявшими в Олонце, (1991), Пряже (1994), Медвежьегорске (1998), Калевале (2002).

б) Другой сложной проблемой, вызывающей неудовлетворенность прибалтийско-финской общественности Карелии, является проблема представительства карел, вепсов, финнов в органах представительной власти. Среди национальной элиты различных этнических групп широко бытует точка зрения, что без достойного представительства этих народов в парламенте республики трудно защищать, в частности, культурно-языковые интересы карел, вепсов или финнов.

в) Третьей труднорешаемой проблемой остается проблема развития национальной школы. На рубеже 1980-1990-х годов было ясно: масштабы и глубина языковой ассимиляции карел, вепсов, финнов были таковы, что без политики государственного патернализма, без создания сети национальных школ, в которых дети карел, вепсов, финнов могли бы осваивать навыки родной речи эти народы обречены на этническую ассимиляцию. Решению таких з